Регулирование криптовалют в РФ: действия властей в России

09.02.2019 в 18:34
339
Павел Рубис

Прошлый год стал поистине важным и переломным для рынка криптовалют. Особенности функционирования такого рода активов, огромные средства, привлеченные в молодую отрасль, и появившиеся многочисленные риски не остались без внимания со стороны государственных ведомств, осуществляющих финансовое регулирование.

Действия таких учреждений многих стран сильно и неоднозначно влияли как на рынок криптовалют, так и на его капитализацию и цену многих монет, тем самым став одним из мощнейших источников для фундаментального анализа.

Уполномоченные госорганы РФ (ЦБ, МинФин, Минэкономразвития) начали работу над правовым закреплением «сферы альтернативных финансов и способов инвестирования» в конце 2017 года.

Уже в марте 2018 для регулирования формирующегося крипторынка в Госдуму России были внесены на рассмотрение три законопроекта: «О цифровых финансовых активах (ЦФА)», «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса (ГК) РФ», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», описывающие основные правила оборота криптовалют и ICO-токенов на территории России.

Многие юристы почти сразу сошлись во мнениях относительно недопустимой общности понятий, определенных в этих правовых актах и сложности реализации отдельных требований регулирования, касающихся купли-продажи криптоактивов.

Так, согласно данным документам, оборот выпущенных в результате ICO монет должен был осуществляться только через рынок ценных бумаг, с помощью его участников. Выходило, что все регулируемые криптовалюты и токены размещались бы на Московской международной валютной бирже (ММВБ), что сделало бы крайне неудобным и сложным процесс их покупки, который тоже не был детально описан в законопроектах.

Также, в данных трех регулирующих документах не регламентировалось: юридическое действие записей в блокчейне, требования к структуре распределенного реестра, соотношение процесса ICO с существующими законными методами привлечения инвестиций, контроль выпуска монет и т.д.

Спустя два месяца, в мае прошлого года, все три законопроекта были одобрены Государственной Думой России в первом чтении с некоторыми изменениями, не устранившими, однако, неточности и недоработки. Более того, в исправленном варианте закона «о ЦФА» отсутствовало понятие «цифровая валюта», применимое к криптовалютам. Определение было дано только токенам в обновленном «О внесении изменений в ГК РФ». Так, токены перестали являться имуществом, и начали классифицироваться как «цифровые права» - особый вид имущественных прав, предполагающий возможность обмена.

В отредактированных документах не был определен и майнинг как вид деятельности, и, соответственно, все что с ним связано, включая налогообложение добытчиков криптовалют. Также, для неквалифицированных инвесторов, в целях безопасности ввелось ограничение на вложения в ICO-проекты размером 600000 рублей в год.

Все три вышеописанных регулятивных акта должны были одобрить во втором и третьем (окончательном) чтениях до июня 2018. Очевидно, что для их принятия были необходимы поправки в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, что несомненно требовало большой и тщательной проработанности законопроектов. Поэтому, из-за существенной неосвещенности некоторых механизмов и инструментов рынка криптовалют, а также из-за серьезных неточностей, рассмотрение всех трех проектов во втором чтении было отложено на осень 2018.

Позже, законы «о ЦФА», «О внесении изменений в ГК РФ», «О краудфандинге» вовсе перенесли на в весеннюю сессию текущего года с попутным предложением от Совета при президенте РФ по кодификации вернуть их на первую стадию. На данный момент точно неизвестно, ведется ли над проектами работа, или все три правовых акта будут рассматриваться без изменений.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

регулированиероссия
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
МЫ В ВКОНТАКТЕ